Часто встречаю случаи, когда покупателю в автосалоне предоставляют скидку на автомобиль за приобретение дополнительных услуг.
Обычно цена автомобиля в договоре завышается на сумму навязанных услуг, затем якобы делается скидка, которая отменяется при отказе от этих услуг. Таким образом покупатель оплачивает автомобиль по рыночной цене и в довесок оплачивает доп. услуги.
Обычно цена автомобиля в договоре завышается на сумму навязанных услуг, затем якобы делается скидка, которая отменяется при отказе от этих услуг. Таким образом покупатель оплачивает автомобиль по рыночной цене и в довесок оплачивает доп. услуги.
Такая схема со скидкой для автосалона имеет очевидное преимущество: автосалон продает авто по нужной ему цене + продает услуги партнеров, получая за это комиссию. При этом потребитель замотивирован не отказываться впоследствии от услуг, так как скидка отменяется и стоимость услуг все равно придется вернуть автосалону.
На первый взгляд ситуация безвыходная.
Однако решение чаще всего есть и стоимость доп. услуг можно вернуть без последствий.
В 90% случаев условия о возврате скидки либо не имеют юридической силы, либо нарушают права покупателя.
Более подробно такие схемы разобрал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 апреля 2023 года № 14-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 428 ГК РФ в связи с жалобой гражданина Матюшова К. В.
Однако решение чаще всего есть и стоимость доп. услуг можно вернуть без последствий.
В 90% случаев условия о возврате скидки либо не имеют юридической силы, либо нарушают права покупателя.
Более подробно такие схемы разобрал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 апреля 2023 года № 14-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 428 ГК РФ в связи с жалобой гражданина Матюшова К. В.
Если в двух словах, то чаще всего суды признают условия о возврате скидки неправомерными по причине не предоставления надлежащей информации о действительной цене автомобиля, об условиях предоставления скидки с учетом приобретаемых дополнительных услуг и их цены, обеспечивающей возможность адекватно оценить условия предоставления скидки и наличие выгоды покупателя либо, наоборот, неблагоприятных для покупателя последствий получения такой скидки.
Суды также выясняют, что в действительности скидка не была предоставлена, а только создана видимость ее предоставления с целью побуждения к заключению дополнительных договоров страхования и прочих услуг.
Но на практике иногда бывают прецеденты по возврату скидки.
Я своим клиентам всегда описываю ситуацию с такой скидкой, и если есть риск, что ее придется вернуть автосалону, я всегда об этом сообщаю.
Иногда клиент уверяет меня, что скидку придется вернуть, «ведь там черным по белому написано», а когда я знакомлюсь с документами, оказывается что таких рисков нет вообще.
Также бывает и наоборот - клиент уверен, что ничего ему возвращать не придется, но в итоге я его переубеждаю в обратном и отговариваю отказываться от доп. услуг.
В данном случае есть много нюансов, которые раскрыть в этой статье не могу (к тому же знаю, что меня читают сотрудники автосалонов). На риски возврата скидки влияют совокупность разных условий, а не только условие из доп. соглашения.
Я своим клиентам всегда описываю ситуацию с такой скидкой, и если есть риск, что ее придется вернуть автосалону, я всегда об этом сообщаю.
Иногда клиент уверяет меня, что скидку придется вернуть, «ведь там черным по белому написано», а когда я знакомлюсь с документами, оказывается что таких рисков нет вообще.
Также бывает и наоборот - клиент уверен, что ничего ему возвращать не придется, но в итоге я его переубеждаю в обратном и отговариваю отказываться от доп. услуг.
В данном случае есть много нюансов, которые раскрыть в этой статье не могу (к тому же знаю, что меня читают сотрудники автосалонов). На риски возврата скидки влияют совокупность разных условий, а не только условие из доп. соглашения.
Если вам предоставляют скидку на авто, или уже предоставили, то РЕКОМЕНДУЮ:
- Сделать скриншот объявления автомобиля с указанной в нем ценой (например на авито, авто.ру или на сайте автосалона/дилера), пока объявление не удалили.
- При подписании доп. соглашения об определении цены авто, где указана скидка, обязательно проследите, что бы вам выдали экземпляр этого соглашения.
- Проверьте, во всех ли подписываемых экземплярах договора купли-продажи (их обычно 4шт) указана одинаковая цена автомобиля. Если цена в каком-то отличается, то молча сфотографируйте этот договор, не говоря сотрудникам о вашем обнаружении.
- Почти не реализуемый на практике, но все же совет: если подписали основной договор купли продажи, то не подписывайте доп. соглашение о скидке. Можете просто забирать документы и уезжать на автомобиле, он уже ваш. Никакие доп. соглашения к договору вы подписывать не обязаны.
- Проконсультироваться с юристом по возврату навязанных услуг и оценке перспектив возврата скидки автосалону.
Как выбрать юриста в деле по навязанным услугам, писал в этой статье.