Полезные статьи

Как работают скидки в автосалонах

Часто встречаю случаи, когда покупателю в автосалоне предоставляют скидку на автомобиль за приобретение дополнительных услуг.

Обычно цена автомобиля в договоре завышается на сумму навязанных услуг, затем якобы делается скидка, которая отменяется при отказе от этих услуг. Таким образом покупатель оплачивает автомобиль по рыночной цене и в довесок оплачивает доп. услуги.
Такая схема со скидкой для автосалона имеет очевидное преимущество: автосалон продает авто по нужной ему цене + продает услуги партнеров, получая за это комиссию. При этом потребитель замотивирован не отказываться впоследствии от услуг, так как скидка отменяется и стоимость услуг все равно придется вернуть автосалону.
На первый взгляд ситуация безвыходная.
Однако решение чаще всего есть и стоимость доп. услуг можно вернуть без последствий.

В 90% случаев условия о возврате скидки либо не имеют юридической силы, либо нарушают права покупателя.

Более подробно такие схемы разобрал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 апреля 2023 года № 14-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 428 ГК РФ в связи с жалобой гражданина Матюшова К. В.
Если в двух словах, то чаще всего суды признают условия о возврате скидки неправомерными по причине не предоставления надлежащей информации о действительной цене автомобиля, об условиях предоставления скидки с учетом приобретаемых дополнительных услуг и их цены, обеспечивающей возможность адекватно оценить условия предоставления скидки и наличие выгоды покупателя либо, наоборот, неблагоприятных для покупателя последствий получения такой скидки.

Суды также выясняют, что в действительности скидка не была предоставлена, а только создана видимость ее предоставления с целью побуждения к заключению дополнительных договоров страхования и прочих услуг.
Но на практике иногда бывают прецеденты по возврату скидки.
Я своим клиентам всегда описываю ситуацию с такой скидкой, и если есть риск, что ее придется вернуть автосалону, я всегда об этом сообщаю.

Иногда клиент уверяет меня, что скидку придется вернуть, «ведь там черным по белому написано», а когда я знакомлюсь с документами, оказывается что таких рисков нет вообще.

Также бывает и наоборот - клиент уверен, что ничего ему возвращать не придется, но в итоге я его переубеждаю в обратном и отговариваю отказываться от доп. услуг.

В данном случае есть много нюансов, которые раскрыть в этой статье не могу (к тому же знаю, что меня читают сотрудники автосалонов). На риски возврата скидки влияют совокупность разных условий, а не только условие из доп. соглашения.

Если вам предоставляют скидку на авто, или уже предоставили, то РЕКОМЕНДУЮ:

  1. Сделать скриншот объявления автомобиля с указанной в нем ценой (например на авито, авто.ру или на сайте автосалона/дилера), пока объявление не удалили.
  2. При подписании доп. соглашения об определении цены авто, где указана скидка, обязательно проследите, что бы вам выдали экземпляр этого соглашения.
  3. Проверьте, во всех ли подписываемых экземплярах договора купли-продажи (их обычно 4шт) указана одинаковая цена автомобиля. Если цена в каком-то отличается, то молча сфотографируйте этот договор, не говоря сотрудникам о вашем обнаружении.
  4. Почти не реализуемый на практике, но все же совет: если подписали основной договор купли продажи, то не подписывайте доп. соглашение о скидке. Можете просто забирать документы и уезжать на автомобиле, он уже ваш. Никакие доп. соглашения к договору вы подписывать не обязаны.
  5. Проконсультироваться с юристом по возврату навязанных услуг и оценке перспектив возврата скидки автосалону.
Как выбрать юриста в деле по навязанным услугам, писал в этой статье.